23 сентября 2016
Санкт-Петербург
отель Crowne Plaza
Санкт-Петербург Аэропорт

Направления программы 2014

Главная Программа Архив Направления программы 2014

Экологическое право

Основная проблематика

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепила право каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под правом человека на благоприятную окружающую среду понимается возможность для каждого человека, народов и всего человечества жить при таком состоянии биосферы Земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью.

В настоящее время система защиты экологических прав граждан построена по принципу управленческой вертикали и носит исключительно государственный характер. Подобную систему нельзя назвать эффективной: отсутствие контроля со стороны гражданского общества делает её недостаточно прозрачной и несет в себе множество рисков. Это обуславливает необходимость перехода к более совершенной общественно-государственной системе, с наделением полномочиями институтов гражданского общества и всех структур власти – федеральных, региональных и муниципальных. 

Вместе с тем, проведенный анализ показывает недостаточную эффективность нынешних государственных природоохранных структур с одной стороны и практически полное отсутствие подготовленных общественных экологов - с другой. Сегодня существует множество разрозненных экологических групп, однако они не владеют методологией, не имеют теоретической подготовки, практических навыков работы в природоохранной сфере. Следствием этого является невозможность эффективно задействовать общественный потенциал для решения экологических проблем.

Возможные пути решения

  • Повышение уровня информированности граждан и общественных объединений об экологических правах и обязанностях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  • Совершенствование законодательства и нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды с вовлечением в данный процесс общественно активной молодежи и студенчества, природоохранных организаций и объединений, экспертного, научного и бизнес-сообщества.
  • Усиление общественного экологического контроля и создание контролирующих органов на уровне муниципальных властей с функцией защиты окружающей природной среды.

Реализация в рамках программы Форума

В рамках Форума по направлению ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО будут проведены следующие мероприятия:





Экологическое добровольчество

Основная проблематика

В советское время движение в защиту окружающей среды, как и все прочие общественные движения, координировалось, финансировалось и направлялось государством.

С началом перестройки и последующим распадом Советского Союза условия, в которых развивалось экологическое движение, кардинальным образом изменились. Государственный контроль существенно ослаб, экологические организации получили самостоятельность. Вместе с тем, значительно сократилась финансовая поддержка и политические ресурсы, которыми ранее обладали советские природоохранные организации.

За последние 25 лет в России было создано большое количество экологических объединений. Тем не менее, численность российских экоактивистов сегодня по-прежнему серьезно уступает количеству активистов, вовлеченных в природоохранную деятельность за рубежом. По оценкам экспертов значительная доля российских экологических объединений состоит из небольших организаций, активными членами которых являются от 5 до 15 человек. 

В этих обстоятельствах развитие экологического добровольчества приобретает стратегическое значение для российского природоохранного движения, поскольку является эффективным механизмом компенсации дефицита штатных сотрудников экологических организаций и, кроме того, позволяет значительно сокращать материальные издержки.

В последние годы в России наблюдается подъем добровольчества. Однако в волонтерскую деятельность на настоящий момент вовлечена лишь незначительная часть населения (около 2%). 

Развитие добровольческого движения в России тормозит отсутствие нормативно-правовой базы, создающей благоприятные условия для волонтеров; пассивная жизненная позиция и низкая информированность значительной части населения страны. 
 

Возможные пути решения

  • Создание нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие экологического добровольчества.
  • Повышение уровня информированности населения (в особенности молодежи и студенчества) о возможностях участия в волонтерской деятельности, направленной на защиту окружающей среды.
  • Продвижение добровольческих ценностей с помощью широкомасштабной информационной компании в средствах массовой информации.

Реализация в рамках программы Форума

В рамках Форума по направлению ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО будут проведены следующие мероприятия:





Фандрайзинг

Основная проблематика

В условиях перехода к рыночным отношениям в России структура финансирования некоммерческих организаций претерпела ряд существенных изменений. В особенности это коснулось тех из них, которые финансировались из бюджетов различных уровней. 

Если еще в середине 1990-х гг. государственные некоммерческие организации почти полностью финансировались из бюджетных источников, то в настоящее время государственные субсидии составляют в среднем лишь 20-40% доходов таких НКО. 

Тенденция последних десятилетий – активное внедрение маркетинговых технологий в некоммерческий сектор. Успешность их применения при реализации некоммерческих проектов привела к бурному развитию так называемого социального или общественного маркетинга. Многие западные специалисты отмечают даже «бум некоммерческого маркетинга», полагая, что его динамичное развитие — одна из основных тенденций современного культурного менеджмента.

Фандрайзинг - одна из форм социального маркетинга некоммерческих организаций. Она базируется на уникальной миссии и стратегии, использует эффективные способы получения ресурсов, необходимых для реализации программ и достижения стоящих перед организацией целей, обеспечивает желаемую удовлетворенность донору (источнику ресурсов) и имеет конечным результатом укрепление благополучия общества в целом.

В настоящее время система поиска и привлечения ресурсов построена на работе общественных объединений и организаций по нескольким направлениям: персональная благотворительность; корпоративная благотворительность; получение государственных субсидий и грантов.

По данным исследований, у российских общественных объединений и организаций существует дефицит информированности и компетенций, который мешает проводить эффективную стратегию социального маркетинга и удовлетворять потребности организаций в фандрайзинге.

Основным препятствием для привлечения к сотрудничеству корпоративных доноров является отсутствие у общественных организаций и гражданских активистов презентационных навыков, как в области самопрезентации, так и при подготовке и составлении обращений, графических и визуальных образов проектов.

Главная преграда для получения государственных субсидий и грантов состоит в незнании или низком уровне информированности общественных организаций и гражданских активистов о правилах предоставления государственных грантов и субсидий.

Следствием этого является «монополизация» системы грантов и субсидий крупными общественными объединениями и организациями, отсутствие государственного финансирования у небольших и начинающих организаций и невозможность их полноценного развития.

Возможные пути решения

  • Повышение уровня информированности гражданских активистов и общественных объединений о структуре и особенностях действующего законодательства в области предоставления грантов и субсидий некоммерческим организациям.
  • Повышение квалификации работников общественных объединений и гражданских активистов в области презентационных навыков (в том числе обучение личной презентации и составлению визуальных материалов).
  • Выработка отдельной системы мер поддержки молодежных и студенческих некоммерческих объединений в области экологии.

Реализация в рамках программы Форума

В рамках Форума по направлению ФАНДРАЙЗИНГ будут проведены следующие мероприятия:





"Зеленая" экономика

Основная проблематика

Бурный экономический рост последних десятилетий приводит к стремительной деградации окружающей среды, ускоренному истощению природных ресурсов, ухудшению здоровья населения и ставит под угрозу будущее развитие человечества. В этих условиях сохранение и поддержание экологической безопасности, снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу Земли становится глобальной стратегической задачей.

«Зеленая» экономика - это новое направление в экономической науке, сформировавшееся около двух десятилетий назад. Сегодня перевод экономики на «зеленые рельсы» рассматривается мировым сообществом как ключевой механизм достижения устойчивого развития. 

В ведущих странах мира эко-индустрия уже превратилась в самостоятельный динамично растущий сектор экономики. Так, вклад «зеленой» экономики в ВВП США оценивается на уровне 4,2%, Японии – на уровне 3,4%, Европейского союза – на уровне 2,5%. 

Несмотря на то, что эти цифры выглядят скромно, быстрые темпы роста эко-индустрии позволяют экспертам прогнозировать её скорое превращение в одну из ключевых отраслей мировой промышленности.

В настоящий момент Россия существенно отстает от наиболее развитых стран мира по темпам внедрения «зеленых» технологий. Однако необходимость экологической модернизации экономики является очевидной как для российского экспертного сообщества, так и для руководства страны, что находит отражение в основных документах развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В частности, задачи ухода от сырьевой экономики и повышения энергоэффективности обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Энергетической Стратегии России до 2030 года.

Вместе с тем, для широкого внедрения «зеленых» технологий в нашей стране существует целый ряд препятствий. Среди них следует назвать малую заинтересованность бизнес-сообщества в экологической модернизации; отсутствие сформированной нормативно-правовой базы, стимулирующей предприятия внедрять экологические инновации; недостаточную информированность населения относительно экологических проблем и, как следствие, отсутствие высокого спроса на экологическую продукцию и услуги.

Предлагаемые пути решения

  • Стимулирование бизнеса к экологической модернизации предприятий посредством совершенствования нормативно-правовой базы.
  • Информирование граждан и общественных объединений о существующих экологических угрозах и необходимости развития российской эко-индустрии для повышения качества жизни и благосостояния населения страны.
  • Выстраивание эффективных маркетинговых стратегий для продвижения на рынке экологической продукции и услуг. 
  • Поддержка молодежных инициатив по внедрению «зеленых технологий» в России.

Реализация в рамках Форума

В рамках Форума по направлению «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА будут проведены следующие мероприятия:

  • Комитет <br>по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
    Комитет
    по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
  • Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
    Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности