26 сентября 2017
Санкт-Петербург
студенческий клуб и кампус
Высшей школы менеджмента СПбГУ
«Михайловская дача»

Направления программы

Главная Программа Направления программы
Для выработки действенных механизмов вовлечения молодежи и студенчества  во взаимодействие с органами государственной власти, научным и бизнес-сообществом, природоохранными организациями и общественными объединениями с целью эффективной реализации государственной природоохранной политики Российской Федерации в рамках программы Форума предполагается работа по следующим основным  направлениям:

1. Экология и культура. Базовым условием ответственного отношения к природе и её богатствам является формирование у граждан России высокого уровня экологической культуры. Реализация этой задачи возможна лишь в максимально тесном и постоянном диалоге между правительственными структурами и общественными кругами, о чём говорил Президент РФ В.В. Путин в своём выступлении на Государственном совете по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений, который состоялся 27 декабря 2016 г. В деле развития экологической культуры можно выделить несколько приоритетных направлений и механизмов.
  • В первую очередь, это повышение информированности граждан России об актуальных проблемах и вызовах в состоянии окружающей среды, через просветительские и научно-образовательные проекты. 
  • Во-вторых, проведение масштабной рекламной кампании, направленной на развитие у общественных кругов и, в первую очередь, молодёжи интереса к экологической проблематике. 
  • Наконец, в-третьих, следует отметить важность создания предпосылок для непосредственного и систематического участия молодёжи в решении актуальных проблем сохранения окружающей среды, что послужило бы ценным дополнением для государственной экологической политики РФ.     
2. Экология и право. Эффективное нормативно-правовое регулирование является одним из системообразующих факторов обеспечения защиты окружающей среды как на национальном уровне, так и в рамках международного права. Экологическая тематика получила широкое отражение в Конституции РФ, которая устанавливает право гражданина на экологическое благополучие (ст. 41),
благоприятную окружающую среду (ст. 42), а также разграничивает полномочия различных уровней государственной власти в указанной сфере .  Основные принципы регулирования природоохранной деятельности зафиксированы в Федеральном законе РФ «О защите окружающей среды» от 1 января 2002 г. Важные положения содержатся и в целой группе специальных законодательных актов, как, например, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе Российской Федерации», а также в кодифицированных актах (Земельный, Лесной, Водный кодексы). На правительственном уровне приняты такие важные документы как Экологическая доктрина РФ 2002 г., Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года от 30 апреля 2012 г. и Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года от 20 апреля 2017 г. Тем не менее, в сфере нормативно-правового регулирования охраны окружающей среды на сегодня остаётся целый ряд пробелов и недочётов, устранение которых является принципиально важной задачей. Среди наиболее острых вызовов в данной области можно отметить следующее:
  • Несовершенство системы нормирования негативного воздействия предприятий на окружающую среду и отсутствие законодательно закрепленной методики расчёта экологического ущерба
  • Необходимость разработки законодательных основ системы экологического аудита и страхования экологических рисков
  • эффективный экономический механизм стимулирования создания производств по сбору, транспортировке и обезвреживанию отходов деятельности промышленных предприятий.
  • Разработка нормативов качества окружающей среды.
3. Экология и инновации. Внедрение передовых технологий, способных обеспечить минимальное воздействие на окружающую среду, является наиболее действенным механизмом практического воплощения принципа устойчивого развития, зафиксированного в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. Для Российской Федерации внедрение «зелёных» технологий играет принципиально важную роль в деле перехода от экспортно-сырьевой к инновационной экономике, а также в реализации национальных обязательств по снижению выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола. Процесс построения «зелёной»
экономики не может быть реализован сиюминутно – он требует поступательной и согласованной работы между государством, наукой и бизнесом. Насущная потребность в разработке инновационных решений, которые помогли бы снизить негативное воздействие на окружающую среду отмечается сегодня в нефтегазовой отрасли, угледобыче, машиностроении, металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности. Среди наиболее первоочередных мер, направленных на перевод российской промышленности на «зелёные» рельсы можно назвать разработку и внедрение систем автоматизированного контроля выбросов предприятий, а также технологий минимизации сжигания попутного газа на объектах нефтегазодобычи.

  • Правительство<br>Санкт-Петербурга
    Правительство
    Санкт-Петербурга
  • Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)
    Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр)
    Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр)
  • Санкт-Петербургский
    государственный
    университет
     
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)